— Как я не стала экономистом, пришла в IT HR и чему меня научили сложные вакансии. Интервью HRD arcsinus Екатерины Гореловой
Путь от ассистента до HRD через IT-рекрутинг и работу с C-level показал мне: в HR успех зависит не только от опыта, но и от умения адаптироваться к новым вызовам. А ещё вам понадобится неподдельное любопытство, нейросети и умение переключаться.

Да, я свитчер

У меня в дипломе красуется «экономист». Экономика быстро поняла, что я ей не нужна, и отпустила меня. Почти сразу после вуза я оказалась в крупнейшем кадровом агентстве страны — АНКОР. Начинала я там с должности ассистента отдела — письма, звонки, бесконечные поиски того самого прошлогоднего файлика. Но оказалось, что HR — это не только бумажки и отчёты. Я доросла до координатора рекрутмент-проектов — следила, чтобы все рекрутеры работали по проектам моих заказчиков.

Как всё изменилось

В компании случилась реструктуризация, и появилось новое направление — IT и автоматизация. Я решила: «Почему бы и нет?». И стала ресёрчером. Мои инструменты — база кандидатов, умение слушать и неутомимое любопытство.

Я искала специалистов, проводила первичные интервью, готовила их к техническим встречам. Иногда чувствовала себя спортивным тренером: «Дыши ровно, улыбайся, отвечай по делу — всё получится!».

Вакансия-легенда

Была у меня вакансия, которую я вспоминаю как легенду. Директор филиала в Казахстане, C-level, международная производственная компания из топ-5 мирового рынка автоматизации. И я, которая на рынке Казахстана не работала ни дня. Вишенка на торте — клиента нужно было закрыть срочно, а всех «видимых» кандидатов с рынка уже перебрали.

Оставался только хэдхантинг — по сути переманивание конкретного человека из конкретной компании. Начала с карты поиска — список целевых компаний, где могли бы работать потенциально интересные нам кандидаты. Составила описание вакансии — учитывая уровень вакансии никаких «мы ищем звезду» или «динамично развивающейся компании» не должно быть. Только чёткие факты, уровень ответственности и масштаб задач.

Потом был X-ray поиск по LinkedIn, старый добрый «гуглёж» и даже поиск по фотографии — словом, всё, чтобы достать контакты интересующих людей. А потом первый звонок, презентация вакансии, несколько этапов интервью и вот в шорт-листе осталось два кандидата. Одному сделали оффер, и он его принял.

А я вынесла из этого кейса несколько вещей:

  • Карта поиска — must have в сложных вакансиях. Да и не только сложных.
  • Boolean search и X-ray в умелых руках творят чудеса.
  • Если рынок кажется «выгоревшим» — тебе кажется, и надо копать глубже.

Войти в IT и родить двоих

Скажу честно: мне, гуманитарию, в IT сначала было очень сложно. Но помогали сами кандидаты — рассказывали, объясняли, рисовали схемы. Я много читала, смотрела вебинары и постепенно начала понимать, чем DevOps отличается от бэкенд-разработчика.

После двух декретов и фриланса я вернулась в профессию — в IT-компанию, занимающуюся заказной разработкой ПО. Это arcsinus. Работаю здесь уже 4,5 года и вижу, как меняется HR-сфера.

Перемены и нейросети

В HR, как в моде, тренды меняются быстро. Новые инструменты поиска, способы адаптации, стиль общения с сотрудниками нового поколения... Сейчас в нашу работу вошли нейросети. Мы постоянно используем их, чтобы писать тексты вакансий, адаптировать тексты под разные площадки, выбирать подходящих кандидатов.

Когда-то говорили, что ИИ заменит HR. Я думаю иначе — ИИ заменит тех эйчаров, которые не умеют им пользоваться. Поэтому я пошла на специальный курс по нейросетям для HR. Теперь использую их как верных помощников и не воспринимаю как страшилку из будущего.

Cегодня с нейросетями действительно важно дружить. Мне они помогают буквально каждый день. Бывает, нужно придумать персонализированное сообщение кандидату, чтобы его заинтересовать вакансией, а вдохновение как назло в этот день покинуло чат. Вот тут помощник в виде нейросети незаменим — он и письмо сочинит, и под tone of voice подстроится. Главное, задать роль и чётко поставить задачу — вам останется добавить немного бантиков.

Баланс и отдых

Мой способ восстановления — смена деятельности. Спорт, прогулки, активный отдых. Главное — не лежать пластом, а переключать голову.

За девять лет у меня ни разу не было желания уйти. Мне всё ещё интересно строить команды и видеть, как они достигают большего, чем верили сами. И пока это так — я точно на своём месте.

Всё, что вы делаете сегодня, даже самые простые задачи, завтра может стать вашим конкурентным преимуществом. Собирайте навыки — и они будут работать на вас, какую бы позицию вы не заняли.

Что помогает мне идти вперёд

Открытость, живой интерес к людям и обычное любопытство. Знаете, когда хочется узнать, почему у человека такой ник в Telegram или как он вообще пришёл в свою профессию. Человеку нужен человек. Хотите доверия? Относитесь к людям с уважением и интересом — и в вашем окружении будут те, кто двигает вас вперёд.

Если вам скучно слушать про чужие цели, трудности и жизненные ситуации — скорее всего, HR не для вас. Здесь нужно много общаться, слушать и помогать. Но если вам искренне интересны люди, вы будете собирать не просто коллектив, а команду мечты.

Меня мотивирует результат. Круто, когда кандидат, которого ты нашёл и привёл, не просто прижился, а стал звездой компании. Круто, когда процесс, который ты придумал, реально заработал.

Мои выводы

  • Карта поиска — обязательный инструмент для сложных вакансий, помогает структурировать подход к поиску.
  • Адаптивность — готовность осваивать новые направления открывает возможности для профессионального роста.
  • Живой интерес к людям — основа успешной работы HR-специалиста, особенно в нестандартных ситуациях.
  • Обучаемость — ключевое качество для работы в быстро меняющейся HR-сфере.
Знать всё невозможно. Тем более невозможно предвидеть, как изменится ниша, в которой вы работаете и требования к вам как специалисту. Но если не разучиться учиться и сохранять интерес к людям, у вас всегда будет преимущество. Это и помогает мне в HR все эти годы, и я знаю, что впереди ещё много интересного.

Подпишитесь на наш телеграм-канал