Опубликовано на it-world.ru
У счастливого человека стакан всегда скорее полон, чем пуст. Его еда почти всегда вкусная, его соседи — в основном симпатичные люди, а свою работу он делает лучше, чем тот, кто тревожится и несчастлив.
Руководители и эйчары прогрессивных компаний знают, что довольный сотрудник для компании ценнее — он работает с полной отдачей и успевает больше, а устаёт и ошибается меньше.
В этом материале узнаем, как связаны счастливый сотрудник и успех компании, почему работник — это тоже клиент, и как изучать опыт сотрудников с помощью Employee Journey Map. В подготовке материала нам помогал Евгений Вольнов, руководитель венчурного фонда компании HeadHunter hh ventures.
Есть много исследований, которые подтверждают более высокий КПД счастливого сотрудника. Учёные из университета Saïd Business School (это подразделение Оксфорда) выяснили, что сотрудники отдела продаж, которые считают себя счастливыми, за день совершают больше звонков, чем их недовольные жизнью коллеги. Что ещё интереснее — их звонки чаще конвертируются в сделки.
Другое исследование Social Market Foundation показало, что счастливые работники в среднем на 20% более продуктивны. А в том же отделе продаж счастливый сотрудник генерирует на 37% больше успешных сделок. И это ещё не всё.
Стоимость акций ста лучших компаний-работодателей по версии журнала Fortune росла в среднем на 14% в год, в то время как компании, не вошедшие в этот список, достигали лишь 6% роста.
Исследование Уорикского университета также подтверждает, что счастливые работники более продуктивны.
Отношения между работником и работодателем не так уж сильно отличаются от отношений клиента и бренда. Чтобы клиент приносил профит, компании нужно понравиться ему, проявляя внимание и заботу. Чем больше компания понравится клиенту — тем больше профита принесёт клиент.
А теперь заменим в предыдущем предложении слово «клиент» на слово «сотрудник». Всё остаётся в силе.
Даже общепринятая сегментация направлений бизнеса, включающая B2B (business-to-business), B2C (business-to-customer) и прочие B2G (business-to-government) пополнилась термином B2E (business-to-employee). Это модель, в которой действия компании направлены на удовлетворение нужд собственных сотрудников.
В HR-среде оперируют метриками, очень похожими на метрики маркетинга:
Нам не удалось найти упоминания такой практики, но было бы закономерно, если бы по аналогии с продуктовыми user stories в компаниях разрабатывали employee stories 🙂
Неудивительно, что в сферу управления человеческим капиталом из маркетинга пришёл и классический инструмент — карта пути. В случае отношений между клиентом и продавцом эта карта называется CJM (customer journey map). Когда речь о работнике и работодателе — EJM (employee journey map). Кстати, до такой же аббревиатуры сокращается Emotional Journey Map — это другое, не перепутайте.
Customer Journey Map исследует путь клиента — историю его отношений с брендом. Employee Journey Map — это визуализация точек контакта сотрудника с компанией-работодателем.
Не обязательно представлять EJM в виде настоящей карты, хотя такой наглядный формат полностью отражает её суть. Это карта пути с началом в пункте X и концом в пункте Y. Между этими пунктами — множество точек касания работника и компании. Точки касания ещё называют тачпоинтами.
EJM может быть всеобъемлющей и описывать путь сотрудника от старта поиска работы до офбординга — и даже поддержания отношений после увольнения. Такая карта позволяет получить максимально широкий обзор, и если возникли проблемы с человеческими ресурсами — искать причины на разных этапах.
EJM может быть всеобъемлющей и описывать путь сотрудника от старта поиска работы до офбординга — и даже поддержания отношений после увольнения. Такая карта позволяет получить максимально широкий обзор, и если возникли проблемы с человеческими ресурсами — искать причины на разных этапах.
Но EJM можно разработать и для конкретного «участка» — периода работы, бизнес-процесса или должности. Так обычно поступают, когда проблема уже диагностирована — например, текучесть персонала превышает ожидаемый уровень или слишком много новых сотрудников увольняются в течение испытательного срока. Карта помогает обнаружить причины этой проблемы.
Карта может иметь и разную степень детализации. На карте низкой детализации оставляют только исходные данные — этапы пути и тачпоинты. А проблемные зоны можно выделить акцентным цветом. На карте высокой детализации можно зафиксировать и эмоции сотрудника, и конкретные проблемы в каждом тачпоинте, и возможные способы их решения.
Не существует единого строго установленного вида EJM. На ней найдётся место всему, что кажется важным и полезным. Например, Introdus, компания — разработчик софта для онбординга новых сотрудников, предлагает шаблон карты, где зафиксированы следующие ключевые данные:
Вот задачи, которые помогает решать EJM:
Конкретные шаги по разработке карты могут отличаться в зависимости от цели, масштаба карты и исходных данных. Попробуем дать алгоритм работы в общем случае.
Очевидно, это зависит от масштаба проблемы. Они могут быть сравнительно небольшие — например, лишнее звено в каком-то процессе. Это решается перестройкой процесса и исключением лишнего звена.
Бывают проблемы более масштабные — и тогда может потребоваться, например, внедрение дополнительных инструментов для улучшения опыта сотрудников.
EJM может показать, что наём сотрудников не поспевает за потребностями — например, потому что компания интенсивно растёт. Процесс подбора необходимо автоматизировать, и для этого понадобится новый инструмент — готовый или кастомный.
Может оказаться, что компания не успевает нанимать достаточное количество персонала из-за слишком высокой текучести — люди уходят в течение пары месяцев после устройства. Мы уже предположили, что может быть сигналом, что есть проблемы с онбордингом новичков. Компании внедряют мобильные цифровые решения, которые помогают новым сотрудникам в адаптационный период.
Работа с картой пути сотрудника может длится столько, сколько живёт компания. Главное — поддерживать её в актуальном состоянии. Со временем опыт решения проблем на одном участке можно переиспользовать для решения проблем на другом, а EJM станет своего рода единым источником истины для всех People Ops — процессов управления человеческими ресурсами в компании.
Этот материал опубликован на it-world.ru