Опубликовано на vc.ru
«Придумайте красивый дизайн», «хочу хороший сайт», «сделайте приложение для Android». Это — варианты запросов, с которыми клиенты приходят к подрядчикам. Дизайнер, разработчик, флорист — любой подрядчик может столкнуться с туманными формулировками клиента.
Такие пожелания — неплохая отправная точка для начала сотрудничества. Однако чтобы работа над проектом шла эффективно и комфортно для обеих сторон, понадобится техническое задание.
В этом материале расскажем, из чего состоит техническое задание для подрядчика, кто должен его писать и почему «сделайте как у конкурентов» — это не ТЗ.
Техническое задание — это документ, который содержит основные требования к проекту. ТЗ — своего рода руководство для подрядчика.
Строгих требований к виду и формату у технического задания нет. Это может быть как документ в Google Docs, так и страницы в Confluence или Notion. Формат, объём и даже наполнение ТЗ остаются на усмотрение клиента и подрядчика. Главное, чтобы в результате все друг друга поняли и остались довольны.
При работе над сложными цифровыми продуктами может понадобиться несколько разных ТЗ, например, одно для разработчиков, другое — для дизайнеров. Опытные подрядчики используют бриф для опроса клиентов и шаблон технического задания.
Техническое задание одинаково важно как для заказчика, так и для подрядчика.
Оно поможет:
Зафиксированные письменные требования — гарантия того, что команда создаёт именно тот продукт, который нужен, и не будет тратить ресурсы на исправление ошибок, допущенных на этапе обсуждения продукта. Документ также убережёт клиента и подрядчика от разногласий и незапланированных изменений в концепции.
Сначала определимся, что не является техническим заданием.
«Нужно сделать сайт-визитку: на главной странице должен быть номер телефона и логотип, сайт должен корректно работать как на десктопе, так и на мобильном телефоне. Бюджет 100 тысяч рублей, сайт нужен через месяц», — это больше похоже на поручение с элементами технического задания.
1. Информация о продукте
Указываем, для чего нужен продукт, какие у него цели и кто будет им пользоваться. Стоит поделиться нюансами работы компании, её целями и планами на будущий продукт, особенностями целевой аудитории — любыми деталями, которые помогут исполнителю лучше понять бизнес и продукт.
2. Требования к продукту
Чем сложнее цифровой продукт, тем более подробным может быть раздел требований к нему. Требования к продукту могут быть:
3. Функциональная спецификация интерфейса
В этой части ТЗ рассказываем, из чего состоит интерфейс будущего продукта и как он работает. Например, если наш продукт — мобильное приложение для покупки квартир, то вместе с прототипом интерфейса добавляем описание, где отвечаем на вопрос, по какому принципу упорядочены квартиры в макете каталога.
4. Use cases
Пользовательский сценарий позволяет описать, как потенциальные клиенты будут взаимодействовать с продуктом. Чем больше пользовательских сценариев описано — тем ниже риск ошибки при разработке. Описание сценария должно содержать:
5. Референсы
Ссылки на другие понравившиеся продукты помогают клиенту точнее сформулировать ожидания и видение, а исполнителю — лучше понять клиента.
6. Порядок приёмки
В этом разделе определяем временные рамки и процедуру передачи готового проекта. Также можно описать, с помощью каких инструментов будут проводиться тесты работоспособности системы при передаче продукта.
На этот вопрос нет универсального ответа. Но есть несколько вариантов:
1. ТЗ — на исполнителе
Клиент ставит общую задачу, а исполнитель изучает заказчика, его целевую аудиторию и конкурентов, запрашивает дополнительные данные у клиентов, готовит требования.
2. Заказчик и исполнитель вместе составляют ТЗ
Заказчик — специалист в своей области, и он может не знать всех технических деталей разработки цифровых продуктов. В таком случае над техническим заданием стоит работать вместе: клиент расскажет, зачем ему продукт и как он будет им пользоваться, а исполнитель предложит заполнить бриф и назначит дополнительные интервью для согласования нюансов.
3. Заказчик самостоятельный
Иногда клиент точно знает, чего хочет, и обращается к заказчику с уже готовым техническим заданием. Это позволяет быстрее рассчитать стоимость и сроки работы. Однако ни одной из сторон не стоит полностью отстраняться от работы над ТЗ — чем лучше коннект между заказчиком и исполнителем на этапе планирования работы, тем меньше белых пятен.
Можно. Иногда процесс работы над продуктом довольно долгий, и вектор развития продукта может меняться. В этом случае жёсткое техническое задание не подойдёт для работы над проектом. Кроме того, чтобы составить качественное ТЗ для сложного проекта, нужно много времени.
В результате после первого релиза может выясниться, что время на разработку ТЗ было потрачено впустую — например, если у заказчика изменились требования к проекту. В таком случае можно работать над проектом итеративно, используя гибкие методологии: скрам и канбан.
Но и в этом случае не стоит пренебрегать ТЗ. Точное, пусть и небольшое, техническое задание — гарантия того, что каждая новая версия продукта обойдётся без неприятных сюрпризов.
Этот материал опубликован на vc.ru