Без привязки к стационарному месту работают не только «белые воротнички» на удалёнке. Задолго до эпохи локдаунов агенты по недвижимости, оценщики, менеджеры по продажам, сервисные специалисты, продавцы-консультанты и сотни других сотрудников не имели фиксированного рабочего места в традиционном смысле.
При этом и удалёнщикам, и полевым сотрудникам нужны инструменты для эффективной работы, отчётности и коммуникаций. Образ рабочего пространства постоянно трансформировался, и этому помогали технологии. Один за другим инструменты становились цифровыми.
Сегодня едва ли не всё необходимое для работы умещается в смартфоне. Так появилась концепция мобильного рабочего места (МРМ).
Исследование Forbes и Microsoft показало, что организации, которые лидируют в цифровом оснащении сотрудников первой линии — например, операторов колл-центров или сервисных специалистов — в три раза чаще достигают ежегодного роста более 20 %, чем менее продвинутые коллеги.
Activating the future of workplace, Deloitte 2023
Мобильное рабочее место, или МРМ — это мобильное приложение, внутри которого собраны инструменты для работы конкретного специалиста. Такой цифровой ящик с инструментами. Если что-то, необходимое сотруднику, можно перевести в цифровой мобильный формат — это становится частью мобильного рабочего места.
Возможности, которые предоставляет мобильное рабочее место, уникальны для каждого случая. В самом деле, что общего может быть между мобильным приложением переводчика, врача скорой помощи и работника теплицы с томатами? Пожалуй, лишь возможность авторизации, личный кабинет и список задач.
Впрочем, мобильное рабочее место можно «укомплектовать» функциями, полезными всем сотрудникам компании вне зависимости от должности. И рядовому консультанту, и коммерческому директору порой нужно найти контакты коллег, отправить заявление на отпуск или получить расчётный листок. О новостях компании тоже нужно рассказать всем — и сделать это можно посредством мобильных рабочих мест.
Остальные функции МРМ определяются бизнес-процессами компании, должностными обязанностями сотрудников и тех ролей, для которых создаётся приложение, а также KPI, по которым оценивается эффективность и качество работы.
На примере нескольких проектов arcsinus посмотрим, какие возможности предоставляет рабочее место сотрудникам разных специализаций и уровней.
Несколько лет мы работаем над приложением для продавцов-консультантов крупного ритейлера. Приложение помогает консультанту быстро найти информацию о товаре и дать своевременную и ёмкую консультацию, проверить наличие, сформировать заказ, оформить доставку и принять оплату.
Всё это улучшает качество клиентского опыта — а значит, увеличивает вероятность конвертировать консультацию в покупку. Здесь же консультант может уточнить размер своего бонуса и свериться с планом продаж.
В «мобильном ассистенте» продавца-консультанта есть и другие интересные возможности, не связанные напрямую с продажами:
В 2017 году вышло обновление федерального закона 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Согласно новой редакции закона всех курьеров-экспедиторов нужно было снабдить онлайн-кассами с фискальными накопителями. Чтобы привести процесс доставки в соответствие требованиям закона, команда arcsinus разработало мобильное рабочее место экспедитора для одного из крупных российских ритейлеров.
Приложение оповещает о новых заказах, позволяет построить маршрут, изменить состав заказа, сделать возврат и оформить дополнительные услуги. В приложении курьер поддерживает актуальный статус заказа — например, «в пути», «доставлен» или «отказ».
Помимо этого, МРМ давало сотруднику доставки дополнительные инструменты для комфортной работы:
В комбинации с интерфейсом менеджера МРМ автоматизирует постановку, выполнение и контроль задач специалистов по обслуживанию автопарка. Решение помогает избежать большинства ошибок и намеренных злоупотреблений, а также быстро вводить в работу новых исполнителей, обеспечивая единые стандарты и процессы работы.
Такое решение мы разработали несколько лет назад для пионеров российского каршеринга «Делимобиль». Прежде компания работала с традиционными инструментами — бумажными накладными, телефонными звонками и сообщениями в мессенджерах. За 6 месяцев мы автоматизировали сервисное обслуживание более 15 000 автомобилей.
В своём мобильном рабочем месте механик, мойщик или заправщик получает задание от менеджера-логиста. Вначале специалист выполняет приёмку: осматривает авто и отмечает неисправности. Каждый шаг фиксирует в виде фото. Затем подписывает акт приёма и приступает к выполнению задания по обслуживанию.
Завершая обслуживание, в своём приложении специалист подписывает акт сдачи автомобиля. Подписывая акты приёма и сдачи, специалист принимает на себя материальную ответственность за изменения в состоянии автомобиля, которые произошли в период сервисного обслуживания.
В крупных ритейл-компаниях есть специальные сотрудники, отвечающие за сборку интернет-заказов. И кое-где они всё ещё работают с бумажными накладными, ошибаются в размерах или артикулах и в итоге отправляют на доставку не то.
Команда arcsinus разработала мобильное рабочее место специалиста по комплектации интернет-заказов ритейл-компании федерального масштаба. В приложении он получает задачу на комплектацию заказа, сообщает о готовности и фиксирует затраченное время. МРМ избавляет комплектовщика от неудобств с бумажными накладными и снижает риск ошибки при сборке.
В результате время на сборку сократилось в 2,5 раза. Снизилось количество ошибок при комплектовании — а вместе с ним и процент отказов со стороны клиентов при выкупе заказов.
Помогает принимать заказы от торговых точек, планировать маршрут, проверять выкладку товара на полках, передавать фото, а если нужно — связаться с супервайзером.
Целевые метрики уникальны для каждой компании. Наверно, нет в мире двух компаний, которые бы ориентировались на одни и те же бизнес-показатели.
Так или иначе, работа ритейлера включает две заинтересованные стороны — клиенты и сотрудники компании. Внедрение мобильных рабочих мест позитивно влияет на опыт представителей обеих сторон процесса.
Мобильные рабочие места помогают сотрудникам — делают их работу проще. Это отражается на метриках удовлетворённости и эффективности сотрудников. Сотрудник, довольный и оснащённый удобными инструментами, качественно работает с посетителем — и так улучшает метрики клиентского опыта и бизнес-показатели.
Рассмотрим несколько популярных в ритейле метрик.
Как МРМ помогают сотрудникам:
Не нужно погружаться в нюансы работы HR-отдела, чтобы предположить, что внедрение мобильных рабочих мест позитивно сказывается на упомянутых выше метриках. Показатели «счастья» сотрудников растут, а показатели абсентеизма и текучести — снижаются. На практике метрик, отражающих комфорт и эмоциональное состояние сотрудников, значительно больше.
В конечном счёте позитивный эффект от внедрения мобильных рабочих мест можно проследить и на Customer Churn Rate и Customer Retention Rate, Customer Lifetime и Customer Lifetime Value, выручке и обороте компании, а также Customer Satisfaction Score и Customer Satisfaction Index и других CX-метриках.
→ Мобильное рабочее место — набор инструментов, необходимых для работы, реализованный в форме приложения для смартфона.
→ Функционал МРМ гибкий, его возможности определяются бизнес-процессами компании, должностными обязанностями и KPI сотрудника.
→ Сегодня мобильными рабочими местами вооружают тысячи специалистов — от продавца-консультанта и комплектовщика заказов до геолога и бортпроводника.
→ Прямо или косвенно внедрение МРМ позитивно влияют на все ключевые показатели, включая метрики бизнеса, клиентского опыта и удовлетворённости сотрудников.