Опубликовано на vc.ru
Талантливые сотрудники — главный капитал IT-компании. Именно они обладают уникальными навыками и способностями, разрабатывают инновационные продукты и решения, повышают эффективность и конкурентоспособность бизнеса — говоря короче, создают ценность.
В этой статье поговорим о том, почему привлечь и удержать в компании лучших всё сложнее, и что нужно включить в HR-стратегию, чтобы не бороться с бесконечной текучкой.
IT-индустрия сегодня — один из самых быстрорастущих сегментов рынка. Тренд на диджитализацию захватывает новые сферы, включая прежде консервативные. Как следствие, компаний на IT-рынке всё больше, спрос на специалистов постоянно растёт, и работодатели сталкиваются с проблемой удержания талантливых кадров.
Почему специалисты меняют место работы? Не будем рассуждать о гиг-экономике, сверхсвязанном мире, который позволяет работать в любой точке мира и желании молодых пробовать разные сферы. Не будем и в стопятьсотый раз говорить, что диджитал-специалисты — вообще свободолюбивые и лёгкие на подъём ребята.
В топе антирейтинга — несоответствие между ожиданиями сотрудников и реальными условиями работы. Талантливые IT-специалисты ставят высокую планку: им важны корпоративная культура, прозрачная система мотивации и возможность профессионального развития.
Кроме того, работодатель проходит жёсткий отбор по уровню заработной платы, условиям труда и всевозможным плюшкам-льготам. Чтобы привлечь, а потом и удержать свой главный капитал, компании вынуждены вступать в бесконечную гонку условий.
Как выяснили в консалтинговой компании ЭКОПСИ в 2022 году, ключевыми факторами при выборе работодателя для IT-специалистов являются:
При этом данные исследований говорят, что запросы специалистов разных поколений айтишников не идентичны. Это можно объяснить особенностями восприятия информации и несколько иными ценностями.
Зумеры, родившиеся в период стремительного развития цифровых технологий (1995 – 2010 гг.), более вовлечены, когда задействованы элементы геймификации и профориентации, а старшему поколению важны интересные задачи и карьерные перспективы. Поколение Y (родом из 1980 – 1995 гг.) стремится к самореализации и углублению знаний, а поколение X (родившиеся в 1965 – 1985 гг.) обращает внимание на стабильность и комфорт.
Как правило, состав команд достаточно разнороден и включает представителей нескольких условных поколений. Это значит, что вдобавок компаниям нужно адаптировать стратегию мотивации и обучения, учитывая интересы и приоритеты разных генераций.
Если компания всерьёз заинтересована в рекрутинге и удержании сотрудников, нужно браться за HR-стратегию. Она должна учитывать несколько важнейших «доменов»:
Известно, что публичное признание достижений стимулирует дальнейший рост, помогает растить вовлечённость, удержание и даже эффективность сотрудников. В компании, где важность признания успехов зафиксирована в стратегии, ниже текучесть кадров и даже есть некоторая корреляция с бизнес-результатами. К тому же публичная похвала одних сотрудников стимулирует других — так запускается цепная реакция.
С Google и «Яндексом» всё понятно. Однако вовсе не только они известны интересной стратегией работы с талантами. Да и началось это совсем не в XXI веке и не в Apple😜
Xerox PARC, где ещё в 1970-е изобрели первый ПК, прославились своей корпоративной культурой благодаря одному из основателей Бобу Тейлору. К упомянутому тейлоризму он не имеет отношения — Боб как раз представитель противоположного лагеря.
Xerox в тот момент была не просто коммерческой компанией, а исследовательской лабораторией — и одной из лучших в мире. Тейлор ввёл в PARC еженедельные встречи — сотрудники садились в кресла-мешки и обсуждали новые идеи. Участник, которого называли дилером (в хорошем смысле), представлял свою гипотезу коллегам, а те разносили её в пух — но не переходя на личности. Инженеры учились отстаивать свою позицию, а в процессе иногда рождались совершенно новые идеи. Некоторые затем стали основой классных решений.
Корпоративная культура Adobe основана на четырёх основных ценностях: искренности, инновациях, исключительности и вовлечённости. Компания поощряет инклюзивность, творческое мышление, профессиональное развитие, устанавливает высокие стандарты качества и активно взаимодействует с обществом.
В Netflix нанимают только звёзд, что позволяет избежать непрофессионального поведения сотрудников, и поощряют конструктивную критику, стимулируя развитие специалистов и снижая необходимость контроля со стороны руководства.
Этот материал опубликован на vc.ru