Система управления заказами (Order Management System, OMS) — комплексное решение, предназначенное для автоматизации и оптимизации приёма, обработки и выполнения заказов. OMS охватывает весь жизненный цикл заказа — от создания до доставки покупателю.
Эта система позволяет компании эффективно управлять товарными запасами, отслеживать статусы заказов, а также интегрироваться с различными каналами продаж и службами доставки. Системы управления заказами помогают не только ускорить процессы обработки заказов, но и повысить качество клиентского опыта, customer experience. Делегируя и автоматизируя рутину, компании могут сосредоточиться на стратегических аспектах развития.
Кроме того, внедрение OMS позволяет адаптироваться к омниканальной торговле — а это сегодня мастхэв для любого бизнеса. Клиенты ожидают удобства и прозрачности на всех этапах покупки от выбора товара до его доставки.
Системы управления заказами (OMS) предлагают целый ряд функций, которые делают жизнь бизнеса проще и эффективнее. Ниже представлены основные.
OMS помогает отслеживать все этапы жизни заказа — от момента, когда клиент нажал кнопку «Купить», до секунды, когда курьер передаёт ему пакет с товаром. Она автоматически обрабатывает входящие заказы, генерирует необходимые документы и уведомления, а также рассчитывает возможные варианты доставки и координирует работу со службами. Это значит, что вы можете не тратить время на рутинные операции, а сосредоточиться на более важных задачах.
OMS позволяет клиенту в любой момент проверить статус своего заказа — «в обработке», «отгружен» или «доставлен» и другие. Это повышает доверие к компании и снижает нагрузку на службу поддержки. Прогресс прозрачен и для представителей компании — менеджера, директора или владельца.
Каждый бывал в такой ситуации: делаешь заказ, а менеджер звонит и говорит, что этого товара нет. Это раздражает. Системы управления заказами помогают избежать этой ситуации благодаря эффективному управлению товарными запасами. OMS отслеживает запасы в реальном времени и предупреждает о необходимости пополнения. Это позволяет избежать недостатка и избытка товаров — а это, в свою очередь, сокращает затраты на хранение.
В общем, системы управления заказами делают процессы вокруг заказа более прозрачными, гладкими и прогнозируемыми, позволяя сосредоточиться на действительно важном — работе над клиентским опытом.
Order Management System — не просто удобная работа с заказами и заявками, это другой уровень эффективности работы и удовлетворённости клиентов. Вот основные плюсы использования OMS.
Как и большинство софтверных решений для бизнеса, OMS могут быть облачными или локальными.
Облачные OMS популярны благодаря своей доступности и гибкости. Работать с ними можно из любой точки мира, где есть интернет. Как правило, с облачными решениями легко масштабироваться по мере роста бизнеса. Компании нужно лишь перейти на новый тариф, а инфраструктура — головная боль провайдера. И в целом, облачные решения требуют меньше затрат, так как компании не нужно инвестировать в дорогостоящее оборудование.
Недостатки cloud OMS те же, что и у любых других решений этого типа: зависимость от интернет-соединения и безопасность данных, которые хранятся на серверах третьих лиц.
Локальные OMS устанавливаются на собственные сервера компании и предоставляют полный контроль над данными. Это вариант для крупных компаний с особыми требованиями к безопасности. Если локальное решение ещё и собственной разработки, то это и полная свобода в кастомизации. Можно строить систему под свои нужды, интегрировать её во внутренние процессы, «допиливать» и развивать.
Локальные решения требуют ощутимых первоначальных инвестиций в оборудование и программное обеспечение. Обслуживание тоже будет сложнее и дороже, так как потребуется команда IT-специалистов для поддержки и развития системы.
На российском рынке есть несколько коробочных решений, которые являются либо самостоятельными продуктами класса OMS, либо включают её как часть функционала.
1С: Предприятие — решение, предназначенное для автоматизации любого бизнес-процесса предприятия. Наиболее известны кейсы автоматизации бухгалтерского и управленческого учётов (включая начисление зарплаты и управление кадрами), экономической и организационной деятельности. Решение условно коробочное, так как потребует значительной доработки под конкретную область деятельности.
Starfish24 — судя по информации на сайте, это «OMS-система № 1 в России, заменяющая SAP CC/Hybris, Creatio, Битрикс24, Magento, RetailCRM, 1С и самописные решения». Среди клиентов — Befree, Sephora, Zarina, Ralf Ringer и Love Republic.
InSales — облачная платформа для интернет-магазинов с встроенными функциями управления заказами.
RetailCRM — система, которая объединяет управление заказами с функциями CRM. Среди клиентов — Samsonite, «Лента», Lacoste, «Иль де Ботэ» и Gulliver Shop.
Битрикс24 — платформа для автоматизации бизнес-процессов, включая управление заказами. Битрикс24 популярна среди малых и средних предприятий благодаря своей доступности и широкому функционалу.
Все продукты выше — отечественного происхождения. Можно не сомневаться, что они отвечают требованиям текущего момента и застрахованы от блокировок, отказе в обслуживании и другим факторам неопределённости.
Рассмотрим ключевые критерии, которые стоит учесть при выборе системы управления заказами.
1. Функционал. Прежде всего стоит описать функции, которые реально необходимы бизнесу — сейчас и позднее. Скорее всего, выбранная OMS предлагает все необходимые инструменты для вашего бизнеса, но убедиться не помешает.
2. Интеграция с другими системами. Важно, чтобы OMS могла легко интегрироваться с другими программами, которые вы уже используете — CRM-системами, платформами электронной коммерции и службами доставки. Это поможет избежать дублирования данных и упростит работу.
3. Поддержка омниканальности. Если бизнес работает в нескольких каналах (например, интернет-магазин, маркетплейсы и физические магазины), стоит убедиться, что OMS поддерживает все эти каналы. Это позволит вам управлять заказами из разных источников в одном месте.
4. Масштабируемость. Ваш бизнес может расти и трансформироваться. Предусмотреть всё невозможно, но хорошо, если выбранная система как минимум легко масштабируется горизонтально — то есть позволит увеличивать объёмы обработки заказов по мере необходимости. Если есть вертикальное масштабирование — возможность добавлять новые функции — это просто топ.
5. Удобство использования. Интерфейс системы должен быть интуитивно понятным и простым в использовании. Увы, этим всё ещё могут похвастаться не все корпоративные продукты. Человекопонятный интерфейс поможет команде адаптироваться к нововведению, а не саботировать его, и снизить количество ошибок при обработке заказов.
Внедрение систем управления заказами может существенно изменить бизнес-процессы и повысить эффективность работы. Вот несколько интересных кейсов российских компаний, которые успешно интегрировали OMS.
Благодаря внедрению OMS российский ритейлер обуви Ralf Ringer смог сократить время обработки заказов на 30% и значительно снизить затраты на логистику. Это позволило Ralf Ringer не только улучшить качество обслуживания клиентов, но и увеличить объёмы продаж, что стало важным шагом в условиях конкуренции.
Белорусский гипермаркет экопродуктов, косметики и товаров для дома справился с 10-кратным ростом заказов и масштабировал бизнес, внедрив решение, которое включало функционал OMS. По словам представителя компании, им удалось «не просто избавиться от хаоса, но и получить полностью оцифрованный и по-настоящему омниканальный бизнес».
С помощью решения, включающего возможности OMS, научились контролировать курьеров сторонней службой доставки и не терять заказы.
4. Sephora. Сеть магазинов косметики смогла оптимизировать процессы управления запасами и улучшить взаимодействие с клиентами. Теперь клиенты в реальном времени отслеживают статусы своих заказов. Это повысило уровень удовлетворённости и доверия к бренду.
Бренды, входящие в состав Melon Fashion Group, также внедрили системы управления заказами для оптимизации своих процессов. Использование OMS позволило компаниям улучшить управление запасами и ускорить обработку заказов, что, в свою очередь, повысило общую эффективность работы и удовлетворённость клиентов.
Системы управления заказами (OMS) помогают компаниям оптимизировать процессы, улучшать взаимодействие с клиентами и снижать затраты.
Внедрение OMS — не только шаг к автоматизации, но и стратегическое решение, которое может значительно повысить конкурентоспособность бизнеса. И крупной корпорации, и малому бизнесу система управления заказами поможет лучше справляться с вызовами рынка и удовлетворять запросы клиентов.